gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Автор  Максим 15 Декабря 2016 Опубликовано в Виртуальные выставки

«Поэт земли марийской»

Прочитано: 2608 раз
Оценить
(1 голос)

 

ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РМЭ ИМ. Т. ЕВСЕЕВА


Борис Сергеевич Пушков

(1931-2014)

Живописец. Заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств МАССР,   лауреат Государственной премии Марийской АССР.  Член Союза художников РФ.

Борис Сергеевич Пушков родился 3 июля 1931 года в городе Можга Удмуртской АССР, в многодетной семье.  Масляную живопись Борис впервые увидел в работах старшего брата Анатолия, он внимательно разглядывал его этюды, вдыхал аромат красок. Он не мог объяснить, что с ним происходило, но живопись рождала в воображении волшебный мир, удивительный и не похожий ни на что другое.

Великая Отечественная война одним ударом разрушила мирную жизнь. Старшие братья ушли на фронт, отца перевели на строительство стратегических  сооружений Уральских железнодорожных магистралей,  и детство у Бориса кончилось. В десять лет он стал в семье старшим мужчиной.

В 1944 году в связи с новым назначением отца семья Пушковых переезжает в Йошкар-Олу. Здесь встретили долгожданный День Победы.

В школе №11, где учился Борис, возобновляются занятия изостудии под руководством Б.И.Осипова, будущий художник вдохновенно рисует свои первые произведения.

В 1947  году Б.С.Пушков поступает в Казанское художественное училище, он  знакомится с казанскими художниками, подвижниками, людьми, достойными самого глубокого уважения. Одним из них был Н.Д.Кузнецов, он стал учителем и примером для подражания, сформировал у начинающего живописца основы нравственного и художественного самосознания.  Сложно и трудно прошли два года учебы. Материальное положение в семье было очень тяжелым, ухудшилось здоровье матери,  поэтому в  1949 году Борис оставил училище и вернулся в Йошкар-Олу.

Борис (справа) с матерью и старшим братом Алексеем

В этом же году Борис  вступил в товарищество «Марий художник». Начинает писать картины на заказ, ездит на этюды, работает над пейзажами. На первой послевоенной республиканской художественной выставке осенью 1949 года, организованной в Марийском драматическом  театре им. М. Шкетана экспонировались картины Бориса Пушкова. Высокая оценка его картин дала толчок к новым достижениям.  Он начал серию работ,  решив писать их полностью с натуры:  «Это были дни, недели, месяцы каждодневного труда».

Съезд Союза художников АССР. 1972 год.
Б.С.Пушков первый слева (верхний ряд)

«Б.С. Пушков за работой.

Б.С.Пушков не расставался с красками и во время службы в армии (1951-1954). Руководил творческой студией, в которой занимались способные к рисованию солдаты. После демобилизации творческая деятельность художника заметно расширяется. Изучая произведения русских и советских пейзажистов, он ищет свое собственное место в искусстве. Он понимает,  что в живописи мало видеть и чувствовать, надо еще уметь передавать это на холсте, для чего необходимо высокое профессиональное мастерство, которое вырабатывается в неустанном, ежедневном труде, чем художник и занимается.


«Пойма реки», 1955г., х./м., 75х120

В 1957 году его пейзажи экспонировались на выставке, посвященной Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, что открывает Б.Пушкову новые горизонты и появляется стимул для дальнейшей творческой работы.


«Подвиг Ольги Тихомировой», 1957г., х./м., 110х150

На выставке «Советская Россия» (1960) полотно «Приволжье» оказалось в центре внимания публики. «Лирический пейзаж Пушкова – один из самых лучших на выставке», - так писали о картине, которая явилась результатом многолетних творческих поисков художника. Перед глазами открываются бескрайние волжские дали, величественная, благодатная земля Марийского края. Пейзаж смотрится сверху, с высоты птичьего полета и представляет масштабную панораму.


«Приволжье», 1959г., х./м., 130х175

Художник готовится к юбилейной выставке, посвященной 40-летию Марийской автономии.  На выставке работы Бориса Пушкова были отмечены и, он был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР за активное участие в хозяйственном и культурном строительстве (1960).

В 1961 году Б.С.Пушков вступил в члены Союза художников СССР.

1961-1977.  Б.С.Пушков являлся членом правления Союза художников Марийской АССР.

1968-1971 и 1974-1975,  был Председателем правления Союза художников Марийской АССР.

В 1971 году Борису Сергеевичу Пушкову присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР»

1972-1976. Являлся членом правления Союза художников РСФСР.


«На Волге», 1962г., х./м., 60х89,5

Б. С. Пушков много лет подряд ездил по городам зоны «Большая Волга»(1964-2003), посетил много городов. Поездки обогатили его новыми впечатлениями и замыслами. Особенно взволновало посещение города Волгограда. Знакомство с историей героической обороны города послужило толчком к созданию полотна «Мамаев курган» (1965), экспонировавшийся на Всесоюзной художественной выставке.

«Мамаев Курган» – суровый пейзаж, который воссоздал художник. Это место на котором разразилось одно из кровопролитнейших, решающих сражений с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Невольно ощущаешь скорбь о погибших и гордишься стойкостью и мужеством наших солдат, ценою своих жизней отстоявших свою землю, свой город, красавицу Волгу.


«Мамаев курган», 1965г., х./м., 100х200

Эпический пейзаж «Утес»(1963) - высокий курган, господствующий над всей округой. Торжественные уступы, ведущие к вершине, по которым поднимаются группы людей, и одинокий орел, парящий в облачном небе.


«Утес», 1963г., х./м., 127х154

Художника привлекает река Волга, ее величие, ее мощь. В ходе многолетних наблюдений рождается одно из наиболее значимых произведений живописца – «Волга-матушка»(1967). Панорама Волги просматривается с высокого крутого берега. Полотно звучит гимном могучей реки, самой крупной водной магистрали страны.


«Волга-матушка», 1967г., х./м., 110х180

Источником вдохновения для художника продолжает оставаться природа. Б.С.Пушков ездит по уголкам Марийской республики, пишет картины с натуры. В работе «Осенний лес»(1962), «Осень»(1966), богатая палитра золотой осени и ранней весны «Вечер»(1969). В каждом произведении художник умело воссоздает состояние дня и времени года. Изображение бескрайней дали сквозь редкие, тонкие стволы деревьев, пересекающих плоскость холста сверху донизу. Но в то же время буйство красок золотой осени, вызывает чувство радости, наслаждений красотой природы.


«Осенний лес», 1962г., х./м., 90х140


«Река Волга», 1965г., х./м., 121х185


«Волжский пейзаж», 1964г., х./м., 120х158


«Осень», 1966г., х./м., 87х177 0


«Вечер», 1969г., х./м., 80х90


«Полнолуние», 1969г., х./м., 80х120

Наиболее интересные мотивы, поразившие воображение художника получают развитие в его художественных произведениях. Преобладает величавость могучей природы, где горизонт становится низким, а небо – огромным. В картине «Полнолуние» живописно показан зимний пейзаж. Удивительно красивая, окутанная морозным туманом большая бледная луна светится в небе, синий город с теплыми огоньками в окнах домов раскинулся внизу.


«Пруд д.Чавайнур», 1968г., х./м., 40х60


«Береза, посаженная С.Г.Чавайном», 1968г., х./м., 40х60

К концу 60-х годов ХХ века пейзажному жанру пришлось потесниться и уступить место тематической картине. В этот период значительно обострился интерес к национальным культурным ценностям, к народному искусству. На темы старинных легенд, романтических преданий и народных песен Б.С.Пушков создает композицию «Аказ и Эрвий»(1967). Художник умело передает вспыхнувшую между героями робкую, трепетную любовь с искренними чувствами.


«Аказ и Эрвий», 1967г., о./м., 83х120

Эта картина подготовила живописца к созданию глубоко национальной по содержанию картины «Праздник урожая»(1969) , в которой подчеркивается национальный облик музыкантов, красота марийской одежды и своеобразие музыкальных инструментов. Это гимн земле, хлебу и людям, сильным и красивым.


«Праздник урожая», 1969г., х./м., 120х210

Новым шагом в постижении живописного языка жанровой картины стал диптих «Марийская свадьба». Первый опыт картины из двух частей, который сразу привлек внимание публики и стал своеобразным сказом о народе мари и традиционной марийской свадьбе.



Марийская свадьба», 1970г., о./м., 242х273

В триптихе «Песня о Родине» фигуры персонажей как будто в свободном пространстве. Внимание привлекает стилизованный пейзаж, передающий красоту марийской земли, ее водные богатства, острые силуэты чаек усиливают впечатление, как бы расширяя рамки картины.


«Юность», 1975-1980гг.,
о./м., 170х122


«Праздник цветов», 1975-1980гг.,
о./м.,120х170


« Марий Эл» 1975-1980гг.,
о./м., 170х120

В середине 70-х годов ХХ века Борис Пушков создает картину «Комсомольский патруль»(1975), посвященную Льву Орлову – волжскому дружиннику, погибшему от рук хулиганов.


«Комсомольский патруль», 1975г., о./м., 120х122

В эти же годы на смену «суровому стилю» приходит живопись, отмеченная повышенным лиризмом. Небольшие по размеру картины, легкий полупрозрачный мазок, исполнение глубокого чувства полотна.


«Утро», 1971г., 1971г., х./м., 85х150


«Ранний снег», 1973г., х./м., 105х139


«Марийский край», 1976г., х./м., 121х180

Целеустремленный и деятельный по натуре Борис Сергеевич Пушков был влюблен в живопись, в красоту марийской природы, в Волгу. Он не прекращал восхищаться разнообразием ее состояния. Картины его наполнены богатством личных впечатлений. В фондах Национального музей РМЭ им.Т.Евсеева хранятся 26 живописных произведений художника, которые составляют богатую коллекцию наследия для будущих поколений.

За заслуги перед республикой и художественным искусством в 1996 году Б.С.Пушкову присвоено почетное звание заслуженного художника Российской Федерации.

Умер Борис Сергеевич 5 мая 2014 в г.Йошкар-Ола, прожив плодотворную наполненную событиями жизнь.

Литература:

1. Прокушев Г.И. Художники Марийской АССР. – М.,1982. – 179 с.

2. Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл. - Йошкар – Ола, 2003. - 358 с.

3. Товаров – Кошкин Б.Ф., Червонная С.М. Художники Марийской АССР. – Йошкар – Ола, 1978. – 118 с.

Автор: Юмашева В.П.,

старший научный сотрудник отдела фондов

Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева

1 Комментарий

  • Ссылка на комментарий ValentinKOvirGes 14.01.2017 15:22 Написал: ValentinKOvirGes

    Салют!
    Я хочу спросить про казино онлайн на виртуальные деньги forumdisplay php

    Поделитесь пожалуйста о своих достижениях и методах, кто сколько выиграл и где?
    Любопытно просто какая сейчас отдача от онлайн казино в интернете.
    Я не давно - сразу после праздников практически в одном казино хорошо выиграл.
    С тех пор стал даже, как то серьезней смотреть в эту область заработка
    Я был в http://cazino-faraon-joy.ru и мне повезло!

Login to post comments

Мероприятия, посвященные

Виртуальная выставка

Ваше мнение

Какая из коллекций музея привлекает и интересует больше всего?

 

 

 

 

  Итоги

« Июня 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Гостевая книга

Наши друзья



Музеи России

Афиша Выставок

Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ

Интернет-портал Республки Марий Эл

Виртуальный гид Entercity

 

 

Онлайн

Сейчас 220 гостей онлайн
joomla