gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Written by  Максим 15 December 2016 Published in Виртуал

«Марий кундемын поэтше»

Read 2098 times
Rate this item
(1 Vote)

 

ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РМЭ ИМ. Т. ЕВСЕЕВА


Борис Сергеевич Пушков

(1931-2014)

Живописец. Заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств МАССР,   лауреат Государственной премии Марийской АССР.  Член Союза художников РФ.

Борис Сергеевич Пушков родился 3 июля 1931 года в городе Можга Удмуртской АССР, в многодетной семье.  Масляную живопись Борис впервые увидел в работах старшего брата Анатолия, он внимательно разглядывал его этюды, вдыхал аромат красок. Он не мог объяснить, что с ним происходило, но живопись рождала в воображении волшебный мир, удивительный и не похожий ни на что другое.

Великая Отечественная война одним ударом разрушила мирную жизнь. Старшие братья ушли на фронт, отца перевели на строительство стратегических  сооружений Уральских железнодорожных магистралей,  и детство у Бориса кончилось. В десять лет он стал в семье старшим мужчиной.

В 1944 году в связи с новым назначением отца семья Пушковых переезжает в Йошкар-Олу. Здесь встретили долгожданный День Победы.

В школе №11, где учился Борис, возобновляются занятия изостудии под руководством Б.И.Осипова, будущий художник вдохновенно рисует свои первые произведения.

В 1947  году Б.С.Пушков поступает в Казанское художественное училище, он  знакомится с казанскими художниками, подвижниками, людьми, достойными самого глубокого уважения. Одним из них был Н.Д.Кузнецов, он стал учителем и примером для подражания, сформировал у начинающего живописца основы нравственного и художественного самосознания.  Сложно и трудно прошли два года учебы. Материальное положение в семье было очень тяжелым, ухудшилось здоровье матери,  поэтому в  1949 году Борис оставил училище и вернулся в Йошкар-Олу.

Борис (справа) с матерью и старшим братом Алексеем

В этом же году Борис  вступил в товарищество «Марий художник». Начинает писать картины на заказ, ездит на этюды, работает над пейзажами. На первой послевоенной республиканской художественной выставке осенью 1949 года, организованной в Марийском драматическом  театре им. М. Шкетана экспонировались картины Бориса Пушкова. Высокая оценка его картин дала толчок к новым достижениям.  Он начал серию работ,  решив писать их полностью с натуры:  «Это были дни, недели, месяцы каждодневного труда».

Съезд Союза художников АССР. 1972 год.
Б.С.Пушков первый слева (верхний ряд)

«Б.С. Пушков за работой.

Б.С.Пушков не расставался с красками и во время службы в армии (1951-1954). Руководил творческой студией, в которой занимались способные к рисованию солдаты. После демобилизации творческая деятельность художника заметно расширяется. Изучая произведения русских и советских пейзажистов, он ищет свое собственное место в искусстве. Он понимает,  что в живописи мало видеть и чувствовать, надо еще уметь передавать это на холсте, для чего необходимо высокое профессиональное мастерство, которое вырабатывается в неустанном, ежедневном труде, чем художник и занимается.


«Пойма реки», 1955г., х./м., 75х120

В 1957 году его пейзажи экспонировались на выставке, посвященной Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, что открывает Б.Пушкову новые горизонты и появляется стимул для дальнейшей творческой работы.


«Подвиг Ольги Тихомировой», 1957г., х./м., 110х150

На выставке «Советская Россия» (1960) полотно «Приволжье» оказалось в центре внимания публики. «Лирический пейзаж Пушкова – один из самых лучших на выставке», - так писали о картине, которая явилась результатом многолетних творческих поисков художника. Перед глазами открываются бескрайние волжские дали, величественная, благодатная земля Марийского края. Пейзаж смотрится сверху, с высоты птичьего полета и представляет масштабную панораму.


«Приволжье», 1959г., х./м., 130х175

Художник готовится к юбилейной выставке, посвященной 40-летию Марийской автономии.  На выставке работы Бориса Пушкова были отмечены и, он был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР за активное участие в хозяйственном и культурном строительстве (1960).

В 1961 году Б.С.Пушков вступил в члены Союза художников СССР.

1961-1977.  Б.С.Пушков являлся членом правления Союза художников Марийской АССР.

1968-1971 и 1974-1975,  был Председателем правления Союза художников Марийской АССР.

В 1971 году Борису Сергеевичу Пушкову присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР»

1972-1976. Являлся членом правления Союза художников РСФСР.


«На Волге», 1962г., х./м., 60х89,5

Б. С. Пушков много лет подряд ездил по городам зоны «Большая Волга»(1964-2003), посетил много городов. Поездки обогатили его новыми впечатлениями и замыслами. Особенно взволновало посещение города Волгограда. Знакомство с историей героической обороны города послужило толчком к созданию полотна «Мамаев курган» (1965), экспонировавшийся на Всесоюзной художественной выставке.

«Мамаев Курган» – суровый пейзаж, который воссоздал художник. Это место на котором разразилось одно из кровопролитнейших, решающих сражений с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Невольно ощущаешь скорбь о погибших и гордишься стойкостью и мужеством наших солдат, ценою своих жизней отстоявших свою землю, свой город, красавицу Волгу.


«Мамаев курган», 1965г., х./м., 100х200

Эпический пейзаж «Утес»(1963) - высокий курган, господствующий над всей округой. Торжественные уступы, ведущие к вершине, по которым поднимаются группы людей, и одинокий орел, парящий в облачном небе.


«Утес», 1963г., х./м., 127х154

Художника привлекает река Волга, ее величие, ее мощь. В ходе многолетних наблюдений рождается одно из наиболее значимых произведений живописца – «Волга-матушка»(1967). Панорама Волги просматривается с высокого крутого берега. Полотно звучит гимном могучей реки, самой крупной водной магистрали страны.


«Волга-матушка», 1967г., х./м., 110х180

Источником вдохновения для художника продолжает оставаться природа. Б.С.Пушков ездит по уголкам Марийской республики, пишет картины с натуры. В работе «Осенний лес»(1962), «Осень»(1966), богатая палитра золотой осени и ранней весны «Вечер»(1969). В каждом произведении художник умело воссоздает состояние дня и времени года. Изображение бескрайней дали сквозь редкие, тонкие стволы деревьев, пересекающих плоскость холста сверху донизу. Но в то же время буйство красок золотой осени, вызывает чувство радости, наслаждений красотой природы.


«Осенний лес», 1962г., х./м., 90х140


«Река Волга», 1965г., х./м., 121х185


«Волжский пейзаж», 1964г., х./м., 120х158


«Осень», 1966г., х./м., 87х177 0


«Вечер», 1969г., х./м., 80х90


«Полнолуние», 1969г., х./м., 80х120

Наиболее интересные мотивы, поразившие воображение художника получают развитие в его художественных произведениях. Преобладает величавость могучей природы, где горизонт становится низким, а небо – огромным. В картине «Полнолуние» живописно показан зимний пейзаж. Удивительно красивая, окутанная морозным туманом большая бледная луна светится в небе, синий город с теплыми огоньками в окнах домов раскинулся внизу.


«Пруд д.Чавайнур», 1968г., х./м., 40х60


«Береза, посаженная С.Г.Чавайном», 1968г., х./м., 40х60

К концу 60-х годов ХХ века пейзажному жанру пришлось потесниться и уступить место тематической картине. В этот период значительно обострился интерес к национальным культурным ценностям, к народному искусству. На темы старинных легенд, романтических преданий и народных песен Б.С.Пушков создает композицию «Аказ и Эрвий»(1967). Художник умело передает вспыхнувшую между героями робкую, трепетную любовь с искренними чувствами.


«Аказ и Эрвий», 1967г., о./м., 83х120

Эта картина подготовила живописца к созданию глубоко национальной по содержанию картины «Праздник урожая»(1969) , в которой подчеркивается национальный облик музыкантов, красота марийской одежды и своеобразие музыкальных инструментов. Это гимн земле, хлебу и людям, сильным и красивым.


«Праздник урожая», 1969г., х./м., 120х210

Новым шагом в постижении живописного языка жанровой картины стал диптих «Марийская свадьба». Первый опыт картины из двух частей, который сразу привлек внимание публики и стал своеобразным сказом о народе мари и традиционной марийской свадьбе.



Марийская свадьба», 1970г., о./м., 242х273

В триптихе «Песня о Родине» фигуры персонажей как будто в свободном пространстве. Внимание привлекает стилизованный пейзаж, передающий красоту марийской земли, ее водные богатства, острые силуэты чаек усиливают впечатление, как бы расширяя рамки картины.


«Юность», 1975-1980гг.,
о./м., 170х122


«Праздник цветов», 1975-1980гг.,
о./м.,120х170


« Марий Эл» 1975-1980гг.,
о./м., 170х120

В середине 70-х годов ХХ века Борис Пушков создает картину «Комсомольский патруль»(1975), посвященную Льву Орлову – волжскому дружиннику, погибшему от рук хулиганов.


«Комсомольский патруль», 1975г., о./м., 120х122

В эти же годы на смену «суровому стилю» приходит живопись, отмеченная повышенным лиризмом. Небольшие по размеру картины, легкий полупрозрачный мазок, исполнение глубокого чувства полотна.


«Утро», 1971г., 1971г., х./м., 85х150


«Ранний снег», 1973г., х./м., 105х139


«Марийский край», 1976г., х./м., 121х180

Целеустремленный и деятельный по натуре Борис Сергеевич Пушков был влюблен в живопись, в красоту марийской природы, в Волгу. Он не прекращал восхищаться разнообразием ее состояния. Картины его наполнены богатством личных впечатлений. В фондах Национального музей РМЭ им.Т.Евсеева хранятся 26 живописных произведений художника, которые составляют богатую коллекцию наследия для будущих поколений.

За заслуги перед республикой и художественным искусством в 1996 году Б.С.Пушкову присвоено почетное звание заслуженного художника Российской Федерации.

Умер Борис Сергеевич 5 мая 2014 в г.Йошкар-Ола, прожив плодотворную наполненную событиями жизнь.

Литература:

1. Прокушев Г.И. Художники Марийской АССР. – М.,1982. – 179 с.

2. Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл. - Йошкар – Ола, 2003. - 358 с.

3. Товаров – Кошкин Б.Ф., Червонная С.М. Художники Марийской АССР. – Йошкар – Ола, 1978. – 118 с.

Автор: Юмашева В.П.,

старший научный сотрудник отдела фондов

Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева

1 Comment

  • Comment Link ValentinKOvirGes Saturday, 14 January 2017 15:22 posted by ValentinKOvirGes

    Салют!
    Я хочу спросить про казино онлайн на виртуальные деньги forumdisplay php

    Поделитесь пожалуйста о своих достижениях и методах, кто сколько выиграл и где?
    Любопытно просто какая сейчас отдача от онлайн казино в интернете.
    Я не давно - сразу после праздников практически в одном казино хорошо выиграл.
    С тех пор стал даже, как то серьезней смотреть в эту область заработка
    Я был в http://cazino-faraon-joy.ru и мне повезло!

Login to post comments

Мероприятия, посвященные

Ваше мнение

Какая из коллекций музея привлекает и интересует больше всего?

 

 

 

 

  Results

« February 2018 »
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

Тыланымаш

Мемнан йолташ-влак

Музеи России


Афиша Выставок



Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ


Интернет-портал Республки Марий Эл

Онлайн

We have 140 guests online
joomla